Концептуальные подходы к многополярности, глобализации и «мягкой силе» как основным факторам развития миропорядка

В современных условиях на мировой арене постоянно происходят изменения, которые имеют не количественный, а качественный характер. Речь идет о смене общественно-экономических формаций, приобретении новыми странами политического суверенитета, введение новых форм государственного устройства, образование межгосударственных и надгосударственных политических союзов, и организаций, появление и исчезновение на планете «горячих точек». После ухода с авансцены одной из сверхдержав – СССР и роспуска военно-политического блока социалистических стран – Организации Варшавского Договора мир на какое-то время стал однополярным: в нем господствуют США и единственный военно-политический блок – НАТО, контролируемый этой страной. Однако в последнее время наметилось ряд тенденций, которые свидетельствуют о том, что, мир в XXI веке становится многополярным, а его полюсами выступают центры силы — определенные центры влияния, на которые в значительной мере обращены взгляды и внимание миллионов людей в разных точках мира и которые, тем самым, имеют возможность оказывать воздействие на глобальную динамику. Эта динамика с точки зрения многополярности может характеризоваться следующими факторами:
— распад СССР изменил геополитическую ситуацию на евразийском пространстве. Постепенно суверенитет государств, образовавшихся после распада СССР, стал наполняться реальным содержанием: они начали делать свой геополитический выбор;
— геополитическая ситуация для стран, ранее сотрудничавших с Советским Союзом значительно изменилась. В связи с этим не только претерпели изменения локальные ― балансы сил, но и резко возросла многовариантность отношений. Так, ориентация на Запад большинства стран Восточной и Центральной Европы, включая государства Балтии, объединение Германии усилили позиции Евросоюза (ЕС);
— США не является единственным государством на вершине мировой финансово-экономической пирамиды. Там располагаются еще шесть наиболее развитых стран мира – Великобритания, Канада, Германия, Франция, Италия, Япония. И хотя в этой ―семерке‖ голос США главенствует, по многим принципиальным вопросам они вынуждены считаться со своими партнерами;
— суммарная экономическая мощь Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), включающего Японию, Китай, Австралию, Новую Зеландию, Тайвань, Южную Корею, Сингапур, равна суммарной экономической мощи США и ЕС. По прогнозам, к 2020 году на этот регион будет приходиться 50% всего мирового валового национального продукта (ВНП). Самостоятельной силой и мировым центром становится Китай. К 2020 году по ВНП Китай может сравняться с США, а его военный потенциал составит почти половину американского. Все больший вес приобретает Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) – субрегиональная политико-экономическая организация, в которую входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней. Особняком стоят Индия и Пакистан, которые стали обладателями ядерного оружия, а также Иран, страны арабского мира и Латинской Америки. В геополитических сценариях каждый из этих регионов может играть свою роль;
— созданы и успешно функционируют новые межгосударственные образования: Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), БРИКС, а также Евразийский Экономический Союз. Оценивая современный мир с политической и экономической точек зрения, было бы логично говорить о трех центрах силы. В первую очередь, это, безусловно, Соединенные Штаты Америки, затем мощной экономической структурой стал Европейский Союз и на третьем месте азиатский центр силы, который, правда, за последние годы несколько изменился (Китай, затем следуют Япония, Южная Корея).
На сегодняшний день могущество и влияние центров силы распределены диспропорционально: Соединенные Штаты обладают крупным военным потенциалом, но в то же время имеют этнические и социальные проблемы.
Европа представляется более прочным звеном, потому что здесь оптимальным образом соединены экономические, военные и социально-политические аспекты мощи. Европа самодостаточна и экономически пропорциональна, она является носителем единственной в мире социально-политической модели, которая предусматривает серьезную возможность к экспансии.

Третий центр – это Азия. На сегодняшний день можно говорить о росте экономической мощи Китая и о возвышении в целом Азиатского континента. Концепция многополярного мира сегодня является официальной внешнеполитической доктриной России. В ней подчеркивается, что состояние и перспективы развития современной военно-политической обстановки определяются противоборством двух тенденций. С одной стороны, к утверждению однополярного мира, основанного на доминировании одной сверхдержавы и военно-силовом решении ключевых проблем мировой политики, с другой – к формированию многополярного мира, основанного на равноправии народов, учете и обеспечении баланса национальных интересов государств, реализации основополагающих норм международного права. Россия заинтересована в формировании многополярного мира и должна всемерно
способствовать усилению этой тенденции. В ответ на тенденции развития однополярного мира Россия и Китай приняли совместную декларацию о многополярном мире, идеи которой разделяют Индия, Иран, страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Сегодня современная наука понимает под глобализацией одну из наиболее важных тенденций развития мирового сообщества. В широком смысле под глобализацией понимают гомогенизацию и универсализацию мира. Важным проявлением глобализации считается процесс «размывания» национальных границ. Гомогенизацию и универсализацию мира связывают с созданием больших единых экономических пространств и с усилением политической и
экономической взаимозависимости государств и регионов современного мира, так называемое сетевое проникновение и управление. Глобальные реформы международных отношений ориентированы на поиски путей и способов интеграции стран с переходной экономикой и развивающихся стран в мировое хозяйство и мировую политическую систему. Стратегии всемирного развития содержат разработки общего плана, нацелены на выделение главного принципа изменений в процессах планетарного масштаба с целью их стабилизации. Планы создания наднациональных институтов ориентированы на сознательную и постепенную передачу власти от суверенных государств наднациональным политическим структурам и организациям как регионального, так и глобального масштаба.

Известный американский специалист в области формирования новой
глобальной архитектуры А. Этциони презентовал своѐ видение проблемы та-
ким образом, что формирующаяся ныне глобальная власть весьма далека от
того демократического режима, увидеть который надеялись идеалисты. «Но-
вый режим называют империей, то есть формой управления, при которой
группа наиболее мощных держав навязывает свою волю всем остальным. Во
главе современной империи стоят Соединенные Штаты Америки и их союз-
ники, а сама она простирается во все четыре стороны света и омывается все-23

ми морями. Ее вооруженные силы расквартированы в 170 из 200 стран мира,
и большинство государств по тем или иным причинам принимает участие в
ее антитеррористической кампании. Это действительно форма мирового пра-
вительства – но вряд ли такая, какую согласно видеть большинство народов».
Положение в современном мире характеризуется динамичной транс-
формацией системы международных отношений. После окончания эры би-
полярной конфронтации возобладали две взаимоисключающие тенденции:
— первая тенденция проявляется в укреплении экономических и поли-
тических позиций значительного числа государств и их интеграционных объ-
единений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления
международными процессами. При этом все большую роль играют экономи-
ческие, политические, культурные, научно-технические, информационные
факторы;
— вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры ме-
ждународных отношений, основанной на доминировании в международном
сообществе развитых западных стран при лидерстве США, рассчитанной на
односторонние, прежде всего военно-силовые решения ключевых проблем
мировой политики в обход основополагающих норм международного пра-
ва.
Формирование международных отношений в условиях глобализации
сопровождается жесткой конкуренцией, а также стремлением ряда госу-
дарств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем созда-
ния так называемого нового оружия массового поражения. Так, в XXI веке
американская мягкая сила становится своего рода «оружием массового по-
ражения», которое, в отличие от ядерных боеприпасов, США применяют по-
стоянно, без временных и пространственных ограничений. В свое время вы-
дающийся советский ученый П. Капица заметил, что «средства массовой ин-
формации не менее опасны, чем средства массового уничтожения». Это в
полной мере относится и к социальным интернет сетям как средству реали-
зации мягкой силовой стратегии.
Возросшая роль информации в жизни современного человека, разго-
няющей маховик исторического процесса, форсирует создание глобального
сетевого общества, оторванного от традиций и национальных культур. Фак-
тически информационная деятельность превращается в своего рода оружие,
которым пользуются некоторые политические силы. В любом случае, ин-
формационная война – это всегда война за знания и мнения. Не случайно
столь популярно высказывание, что владеющий информацией владеет ми-
ром. В современных условиях это уже объективная, хоть и не всегда прият-
ная данность.
Значение силовых аспектов в международных отношениях продолжает
оставаться существенным. Однако, сегодня изменились формы воздействия 24

на соперников и конкурентов. Так, мягкая сила США, которая базируется на
публичной дипломатии, экономической и военной помощи, международных
образовательных программах и методике «цветных революций» сегодня пре-
вратилась в высокоинтеллектуальную систему манипуляции сознанием, при-
званную усилить поддержку американских инициатив среди зарубежных ау-
диторий, главный и специфический инструмент латентного управления меж-
дународными процессами, который актуализируется именно в эпоху глоба-
лизации.
Мировое развитие на современном этапе характеризуется усилением
глобальной конкуренции, напряженности в различных областях межгосудар-
ственного и межрегионального взаимодействия, соперничеством ценностных
ориентиров и моделей развития, неустойчивостью процессов экономического
и политического развития на глобальном и региональном уровнях на фоне
общего осложнения международных отношений. Происходит поэтапное пе-
рераспределение влияния в пользу новых центров экономического роста и
политического притяжения.
Многополярный мир сегодня — это международная конфигурация, где
мир разделѐн на сферы влияния между великими державами, и ни один из
существующих центров силы не в состоянии самостоятельно навязать свою
волю в чужой сфере влияния без создания широкой коалиции сил. Последнее
означает, как правило, длительную коалиционную войну за передел сфер
влияния.
Страны в системе многополярного устройства мира делятся на великие
державы (империи, центры силы) которые являются донорами (спонсорами)
суверенитета и безопасности для малых и средних стран — реципиентов этой
безопасности. Нейтралитет в подобной системе по «свободному выбору» са-
мой страны невозможен и возможен только при консенсусном отсутствии
интереса со стороны великих держав к данной территории или по общей до-
говорѐнности, в духе раздела сфер влияния, включая согласованные буфер-
ные зоны.
Исследователи выделяют три «измерения», по которым проводится
оценка соответствия державы статусу «великой»:
— мощь державы (еѐ ресурсный потенциал);
— «пространственное измерение», или «география интересов» (крите-
рий, позволяющий отличить великую державу от региональной);
— статус (формальное или неформальное признание за государством
статуса «великой державы»).
Понятие «великая держава» был введен в научный оборот немецким
историографом Л. фон Ранке. Им широко оперируют исследователи, вклады-
вая в него применительно к XIX веку тот смысл, которым оно было наделено
после Венского конгресса 1815 года, закрепившего баланс сил между веду-25

щими державами того времени – Россией, Пруссией, Австрией, Францией,
Великобританией, оказывавших определяющее влияние на систему между-
народных отношений и их правовое регулирование.
Свои слагаемые статуса великой державы в разные времена предлагали
английский государственный деятель 19 века Б. Дизраэли, британский исто-
рик А. Тейлор, французский историк Ж.Б. Дюроссель, специалист по между-
народному праву Куинси Райт . Бе́нджамин Дизраэли считал , что слагаемые
статуса «Великой державы» содержатся в совокупности следующих состав-
ляющих:
— географического (территориального) положения;
— обширности естественных ресурсов;
— высокого уровня экономического потенциала;
— стабильности политической и общественной структуры государства;
— способности нации к выживанию, ее высокого духовного начала;
— высокого состояния культуры;
— наличия достаточных военных ресурсов, призванных и готовых эф-
фективно обеспечивать национальные интересы;
— возможности в силу всех перечисленных качеств влиять на систему
международных отношений;
— наличия адекватного представления о существе национальных инте-
ресов.
К этому надо добавить, что Дизраэли подчеркивал: геополитический
статус государства – это продукт культурно-исторического развития; на него
оказывают воздействие факторы, уходящие корнями в глубинные истоки су-
ществования народа и особенностей географии его расселения. Эти обстоя-
тельства в совокупности определяют мощь государства, делая его «Великой
державой».
В конце 20 века юридическим статусом Великих держав обладали
лишь 5 стран, которые являлись постоянными членами Совета Безопасности
ООН, — СССР, США, Англия, Франция и Китай. Особые права этих держав
вытекали из той ответственности, которую они несли за сохранение мира.
Критерии великих держав менялись со временем. Если изначально ос-
новное внимание уделялось военной силе, позднее всѐ бо́льшую роль стали
играть экономический и научно-технический потенциал государства, его
«морально-политический авторитет».
Г. Моргентау отмечал, что великие державы формируют международ-
ную систему. Фокусирование внимания на них помогает понять правила иг-
ры на мировой арене: состояние системы напрямую зависит от взаимодейст-
вий великих держав, которые делают то, что могут, а остальные государства
– то, что им позволяют великие державы. При этом, великие державы могут
игнорировать интересы других стран, вступая в альянсы друг с другом или 26

участвуя в вооруженных конфликтах и пр. Статус государства в основном
определяется наличными экономическими, военно-стратегическими и ди-
пломатическими ресурсами.
Т. Волджи определил три типа признания государств в качестве вели-
ких держав: 1) признание мировым сообществом; 2) признание внутри «клу-
ба» великих держав; 3) самоидентификация (со стороны политической элиты
и граждан государства).
Подход, соединяющий теорию социальной идентичности с реализмом,
разработанный Т. Волджи рассматривает, во-первых, статус великих держав
как динамичную переменную, которая может изменяться во времени; во-
вторых, он учитывает отношение к великодержавности со стороны элиты и
общества (общественное мнение).
Многополярный мир предполагает постоянную острую политическую
экономическую и военную конкуренцию главных мировых центров силы,
каждая из которых имеет свою определѐнную зону влияния. Эта конкуренция
особого рода, и заметно отличается от того, к чему мы привыкли за послед-
ние десятилетия. В многополярном мире всѐ не так. Многополярный мир —
это такая комбинация союзов и коалиций, где принципов нет, а есть только
интересы.
Определяющее влияние на безопасность держав в таком мире оказыва-
ет правильная коалиция союзников великих держав, причѐм еѐ нельзя соз-
дать «навсегда», а следует постоянно переформатировать под текущие зада-
чи. Имперский центр, наиболее эффективно организующий систему своих
сателлитов, получает решающие конкурентные преимущества перед теми,
кто строит их в одиночку и менее эффективно. Соревнование в таком много-
полярном мире имеет шансы превратиться в соревнование за размеры зоны
влияния и права насаждать там экономическую модель, выгодную метропо-
лии.
Система баланса сил в международных отношениях — распределение
мирового влияния между отдельными центрами силы — полюсами. Может
принимать различные конфигурации: биполярную, трѐхполюсную, мульти-
полярную (или многополярную) и т.д. Главная цель баланса сил — предот-
вращение доминирования в международной системе одного или группы го-
сударств.
Знаменитый германский политик Отто фон Бисмарк отмечал: «Вся по-
литика может быть сведена к формуле — постарайся быть среди троих в ми-
ре, где правит хрупкий баланс пяти держав. Это единственная подлинная за-
щита против формирования враждебных коалиций»
Баланс сил является одним из ключевых понятий в теории политиче-
ского реализма и неореализма. Представители этих парадигм считают его 27

главным способом стабилизации международной системы, основой между-
народного порядка и безопасности.
Социальное содержание баланса сил включает политический, экономи-
ческий, научно-технический, культурный, духовный и другие компоненты.
Их наличие и функционирование свидетельствует о реальном состоянии ми-
ра: справедливом или несправедливом.
В условиях современного взаимосвязанного мирового сообщества че-
ловечество все больше стремится к взаимному сотрудничеству во всех облас-
тях.
Политическое содержание баланса сил свидетельствует о том, что
спорные межгосударственные вопросы решаются путем переговоров. Насы-
щеннее и многообразнее в современных условиях становятся политические
контакты по актуальным международным проблемам, проведение многосто-
ронних и двухсторонних совещаний по различным спорным вопросам.
Экономическое содержание баланса сил предполагает развитие мате-
риально-технических связей между странами на взаимовыгодной основе,
торгово-экономического сотрудничества, делового партнерства в использо-
вании природных ресурсов, оказание экономической помощи развивающим-
ся странам и иные формы. Более прочные связи между государствами стаби-
лизируют их отношения.
Научно-техническое содержание баланса сил – это взаимный обмен
между странами достижениями в сфере современных технологий, научно-
технического прогресса, оказание помощи в области науки и техники,
имеющих фундаментальный и прикладной характер.
Культурное сотрудничество между странами оказывает значительное
влияние на содержание баланса сил. Контакты в области культуры способст-
вуют доверию между народами, углублению политического диалога различ-
ных стран по актуальным проблемам современности и выработке по ним об-
щих позиций.
Современные тенденции развития цивилизации таковы, что значение
мягкой силы в общем властном балансе каждого государства будет неминуе-
мо возрастать. Прежде всего, потому, что даже самые крупные и развитые
государства больше не могут позволить себе решать собственные и между-
народные проблемы исключительно насильственными средствами. Во-
первых, из-за взаимного переплетения экономик, в результате чего примене-
ние некоторых форм современного оружия, прежде всего, ядерного, теряет
всякий смысл, т.к. грозят глобальными катастрофами для всего человечества.
Во-вторых, вследствие резкого «снижения значения военной доблести и сла-
вы в шкале ценностей современных постиндустриальных обществ», воевать
за чьи-то не всегда понятные интересы сегодня особенно никого и не заста-
вишь. 28

Сегодня «мягкую силу» необходимо рассматривать в фокусе глобаль-
ных социально-политических, экономических и культурных процессов. Они
формируют новую, в корне отличную от предыдущих, систему мировой по-
литики, где классические иерархические модели взаимоотношений между
политическими акторами уступают место сетевым структурам.
Особенностью мягкой силы в современном глобальном мире становит-
ся продвижение не национальных интересов государства, а реализация инте-
ресов коалиции, союза, ТНК, финансово-информационных структур. В свете
сказанного значение и сущность концепта «великая держава» может посте-
пенно утратить свое значение, а понятие ведущая держава обретѐт новый
смысл.
К началу ХХI века США и другие великие державы исчерпывают по-
тенциал глобального военного доминирования, поэтому их политическое ру-
ководство делает акцент на формировании новых высокоинтеллектуальных
стандартов управления, в том числе внешней политикой. Рождаются высоко-
технологичные системы знания, которые являются одним из основных аспек-
тов «мягкой силы» великих держав.
В настоящее время мягкая сила – это сложнейшая многоуровневая сис-
тема, которая позволяет великим державам решать тактические и стратегиче-
ские задачи на международной арене, проявляясь в официальном и неофици-
альном направлениях. Данная система воздействует на аудиторию, реализуя
как национальные интересы государства, так и интересы глобальных элит,
где доминируют представители деловых и политических кругов США и дру-
гих великих держав.
Необходимо отметить, что усиление глобальной конкуренции и нако-
пление кризисного потенциала ведут к рискам подчас деструктивного и про-
тивоправного использования мягкой силы и правозащитных концепций в це-
лях оказания политического давления на суверенные государства, вмеша-
тельства в их внутренние дела, дестабилизации там обстановки, манипулиро-
вания общественным мнением и сознанием, в том числе в рамках финанси-
рования гуманитарных проектов и проектов, связанных с защитой прав чело-
века за рубежом.
Политика мягкой силы – это один из важнейших факторов современ-
ной внешней политики государства и реализации его национальных интере-
сов. Данная система воздействует на аудиторию, реализуя национальные ин-
тересы. Культурный, информационный и образовательный факторы – ключе-
вые аспекты содержательной категории мягкая сила, комплексно сочетаю-
щей культурные инструменты с информационно-пропагандистскими, обра-
зовательными, политтехнологическими и другими средствами непрямого
управления, как внешней политикой, так и глобальными процессами. 29

Мягкая сила является внешнеполитическим ресурсом и специфическим
инструментом латентного управления международными процессами, кото-
рый актуализируется именно в эпоху глобализации. Объектами латентного
управления становятся международные процессы и отношения, а также от-
дельные страны и регионы мира. Мягкая сила является универсальным
внешнеполитическим инструментом, который доступен практически всем ак-
терам международных отношений, но в то же время существуют различные
барьеры и ограничения в эффективности его применения.
Мягкая сила дает возможность скрытно влиять на международные про-
цессы даже тем странам, которые имеют ограниченный набор традиционных
ресурсов влияния, например, не являются членами Совета Безопасности
ООН, не обладают ядерным оружием или находятся на географической пе-
риферии. В условиях многополярной, полицентричной системы глобального
мира любая страна, независимо от своего места в глобальной иерархии, при
условии грамотного использования инструментов мягкой силы может осуще-
ствлять латентное воздействие на гуманитарные процессы, протекающие в
рамках данного макрорегиона. Развивающиеся страны или страны третьего
мира, как правило, обладают одним источником мягкой силы (часто им явля-
ется культура). Низкая степень их технологического развития, незащищен-
ность в киберпространстве и отсутствие необходимой степени экономиче-
ского развития не позволяет встать наравне с современными ведущими дер-
жавами и использовать мягкую силу как ключевой компонент своей внешней
политики.
Эффективная мягкая сила – это совокупность внешних и внутренних
факторов государства, которые позволяют эффективно использовать мягкую
силу как инструмент влияния в глобальном мире.
Только совокупность внешних и внутренних факторов способствует
созданию привлекательного и эффективного имиджа страны на мировой аре-
не. Таким образом, наиболее эффективно использовать «мягкую силу» для
продвижения своих национальных интересов могут только великие мировые
державы, которые способны обозначить вектор развития международных от-
ношений в условиях глобального мира.
Сегодня можно выделить четыре основных средства трансляции «мяг-
кой силы», которые, так или иначе, используются во всем мире и требуют
высоко потенциала всех ресурсов отдельно взятого государства:
— внешняя политика (культурная дипломатия, публичная дипломатия и
т.д.);
— СМИ;
— институции, сетевые структуры;
— интернет + социальные сети;
— религия. 30

Культура играет важную роль в мировой политике, так как в условиях
глобального мира понимание ее принципов и особенностей стало жизненно
необходимым для организации диалога между странами. Зачастую различия
в культуре и историческая память о давних и неразрешенных конфликтах не
позволяют народам здраво взглянуть на проблемы и порождают порочный
круг взаимных обид. Знание культурных особенностей конфликтующих сто-
рон дает ключ к примирению. В конце концов, примирение в рамках укреп-
ления мира сильно зависит от вопросов культуры и идентичности, изложения
фактов и историй, возникших и распространяющихся в конфликтных зонах.
Затронув тему СМИ, скажем о факторе информации. Согласно своему
определению информация объективна, она свидетельствует о реально суще-
ствующих фактах, событиях, людях. Однако в современном мире в СМИ мы
все чаще сталкиваемся если не с искаженной информацией, то с весьма субъ-
ективным и ангажированным взглядом на нее. Глобальное информационное
пространство превратилось в поле соперничества между государствами, ко-
торые соревнуются друг с другом за утверждение собственных информаци-
онных смыслов или интерпретаций.
При этом происходит формирование авторитетных групп для создания
институциональных механизмов влияния, то есть фондов, форумов, неправи-
тельственных организаций. В современном мире все чаще государства дейст-
вуют не напрямую, а через своих агентов влияния. Они формируют общест-
венное мнение, часто весьма агрессивно, лоббируют интересы своих стран,
хотя официально это не является их целью.
Сегодня публичная политика – новый вид деятельности в период гло-
бальной информатизации. Публичная дипломатия, тесно связанная с этим
направлением политики, представляет собой целый «космос», где действуют
политики, деятели культуры, науки и образования, СМИ, неправительствен-
ные организации, пользователи социальных сетей. И что особенно значимо –
ныне публичность является неотъемлемой чертой и профессиональной ди-
пломатии. Теоретики полагают, что публичная дипломатия профессионалов
призвана стать катализатором деятельности, осуществляемой неправительст-
венными акторами. В весьма упрощенной трактовке публичную дипломатию
называют неким синтезом ценностей, пропаганды и маркетинговых техноло-
гий. Однако в действительности это гораздо более сложный институт. От
маркетинга, т.е. набора средств, входящих в рекламное продвижение товара
при полном отсутствии взаимного обмена идеями, публичную дипломатию
отличает интерактивный диалог. Используя этот диалог, мы приобретаем
сторонников и союзников и гуманизируем образ собственной страны. По-
требность привлечения общественности на свою сторону в условиях мгно-
венного распространения информации, равно как и дезинформации, стала 31

особенно значимой. Публичная дипломатия пополнилась общением в соци-
альных сетях.
Говоря о духовной составляющей концепции мягкой силы, нужно обя-
зательно сказать о роли религии как средстве трансляции «мягкой силы».
Важным фактором национальной консолидации являются некоторые идеи,
которые могут предложить религиозные институты. В настоящее время от-
четливо ощущается потребность осознания людьми своей принадлежности к
единой, неделимой планете, необходимость коллективного действия на осно-
вании общего идейного, идеологического и культурологического бытия для
спасения планеты. Объединяющая всех людей на планете идея, предпола-
гающая наличие безусловных духовных ценностей, призвана обеспечить пе-
реход с частного, этнического на планетарный, а в рамках отдельного госу-
дарства – на общий национальный уровень. В основе этой идеи лежат общие
для мировоззрения практически всех мировых конфессий и этносов ценности
и приоритеты: семья, общественная нравственность, национальная культура,
вера.
Сегодня одним из главных звеньев объединения многополярного мира
в целостную структуру является мировая религия и культура цивилизаций.
Без нравственного перерождения человеческого общества невозможно соз-
дать единую функциональную, справедливую многополярную систему.
Ограничительная линия действия мягкой силы может проходить по так
называемому тектоническому разлому цивилизационных плит. Естественны-
ми ограничителями действия мягкой силы являются цивилизационные
фильтры и цивилизационные барьеры. Цивилизационные барьеры произво-
дят отбор, «отбраковку» экономических, политических и социокультурных
феноменов, наиболее неаутентичных для цивилизационной матрицы данной
страны. Они действуют на уровне архетипов национального сознания и ре-
шительно отвергают те или иные явления экономической, политической или
культурной жизни, которые осуществляют экспансию извне.
Сегодня источником эффективной мягкой силы являются: стратегия
развития государства, идентификационная мощь его идеологии и ценностных
ориентаций, притягательная сила его социального строя и модели развития,
его способность проведения основной линии и стратегии развития, цементи-
рующая сила его народа, творческая сила нации, обаяние культуры и сила
влияния в международных делах.
На современном этапе развития международных отношений в рамках
реализации новых подходов к созданию современной архитектуры стабиль-
ности и безопасности напрашивается вывод о том, что для избегания кон-
фронтационных взаимоотношений в сфере межгосударственного строитель-
ства необходим не однополярный мир, и не многополярный мир, а целостная
концепция жизнеустройства и общежития человечества на планете. То есть, 32

многоэлементная функциональная система, которую образуют в качестве
элементов все философии и идеологии, согласно которым осуществляют
свою жизнедеятельность все представители флоры и фауны планеты, в том
числе и человек. Мир должен представлять собой единую стабильную функ-
циональную систему, состоящую из разных взаимодействующих элементов.
Одним словом, движение должно осуществляться в сторону единства
через многообразие. Напрашивается также и другой вывод, что не только
природа планеты, еѐ флора и фауна, чтобы существовать и процветать, долж-
на организовывать своѐ бытие согласно принципам существования многопо-
лярного мира, но этому принципу должно последовать и всѐ человечество.
В диалоге культур, диалоге цивилизаций взаимодействуют не абст-
рактные государства и политические системы, коалиции государств, а кон-
кретные люди и группы людей, принадлежащие к разным культурам, кон-
фессиям и цивилизациям, имеющие разные ценностно-мировоззренческие
установки. Условиями продуктивного диалога в рамках создания новых цен-
тров силы, а точнее сказать центров влияния на мировые процессы, являются
акцентирование гуманистических ценностно-мировоззренческих установок,
наличие культурно-нравственных оснований ведения диалога и поиск общих
ценностных (но не догматических) оснований.
Следует подчеркнуть, что в условиях многополярного мира одним из
ключевых факторов, необходимых для сохранения государственного сувере-
нитета, территориальной целостности страны, консолидации общества, соз-
дания условий для успешного решения внутренних проблем, и соответствен-
но, возникновения возможности для ведения государством активной внеш-
ней политики, является необходимость формирования потенциалов «мягкой
силы» как основного средства обеспечения национальной и международной
безопасности.
Безопасность — это состояние, которое обеспечивается государственной
внутренней и внешней политикой социально-ориентированной и направлен-
ной на обеспечение защищенности личности и общества от выявленных рис-
ков, угроз и вызовов невоенного характера, напрямую угрожающих индиви-
дуальным, общественным интересам, потребностям и ценностям, а также
стабильности государства в целом.
Сегодня «мягких угроз» невоенного характера в современном мире
становится больше. Такие угрозы как кибертерроризм, «цветные револю-
ции», нелегальная миграция, торговля людьми, голод, которые угрожают ин-
тересам личности в первую очередь, приводят к нестабильности государства
в целом. Инструментами обеспечения национальной и международной безо-
пасности сегодня становятся гуманитарно-информационные средства, непра-
вительственные организации, СМИ, Интернет. Они помогают консолидиро-ваться обществу вокруг национальной идеи, отечественной культуры, исто-
рической памяти поколений, духовных ценностей православной религии.
Неизбежная глобализация, затягивающая все большее число стран,
сталкивается с новыми вызовами и угрозами, которые невозможно, а главное
несправедливо решать с позиции выгоды какого-то одного политического
игрока. Все проблемы необходимо решать мирным путѐм, сообща и на взаи-
мовыгодных условиях. Уже давно пора задуматься над созданием новой ар-
хитектуры международных отношений и инструмента их регулирования,
справедливо учитывающих чаяния каждого государства мирового сообщест-
ва и всех граждан нашей земли с их национальными особенностями и исто-
рически сложившимися традициями.
В современных условиях только великие державы и коалиции госу-
дарств нового типа способны определить вектор современного развития ме-
ждународных отношений. В этой связи нарождающаяся система многопо-
лярного мира, при условии соблюдения баланса сил, позволит обеспечить
международную стабильность и безопасность.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*